Б. М. Эйхенбаум

О. ГЕНРИ И ТЕОРИЯ НОВЕЛЛЫ


Вступительная заметка

Начало статьи "О. Генри и теория новеллы" в книге Эйхенбаума "Литература: Теория. Критика. Полемика". Л., 1927Статья Б. М. Эйхенбаума „О. Генри и теория новеллы“ была написана в 1925 г. и опубликована впервые в журнале „Звезда“ (1925. N 6), а двумя годами позднее вошла в его сборник „Литература: Теория. Критика. Полемика“ (Л.: Прибой, 1927).

Данная статья занимает важное место среди других работ русских формалистов, посвященных теории повествования и теории сюжета наряду с книгами В. Шкловского „О теории прозы“ (1925, 1929), В. Проппа „Морфология волшебной сказки“ (1928) и рядом статей самого Эйхенбаума („Как сделана „Шинель“ Гоголя“, „Путь Пушкина к прозе“, „Болдинские побасенки Пушкина“, „Лесков и современная проза“ и др.). С другой стороны, в этой статье проявился также общий для филологов, в той или иной степени близких к формальному методу, интерес к жанру малой сюжетной формы, в особенности - новеллы (см. также: Реформатский А. А. „Опыт анализа новеллистической композиции“. М., 1922; Петровский М. А. „Морфология новеллы“, 1927 и др.).

Интерес Эйхенбаума к О. Генри не случаен. Именно этот автор давал исследователю яркий образец прозы, лишенной „психологической мотивировки“ (развенчанию которой Эйхенбаум посвятил немало страниц) и построенной на „обнажении конструкции и пародийной игре с сюжетом“. В этом смысле О. Генри фигура столь же удобная для теоретиков ОПОЯЗа, как и Л. Стерн. Эйхенбаум даже с удовлетворением замечает: „точно Генри прошел сквозь „формальный метод“ в России и часто беседовал с Виктором Шкловским“.

Статья „О. Генри и теория новеллы“ любопытна еще и тем, что в ней присутствует пример достаточно редкого для опоязовцев подробного текстового анализа. Речь идет о рассказе „Ночь в Новой Аравии“ , который Эйхенбаум предлагает пройти „насквозь“, „чтобы видеть целую систему литературной игры и иронии, построенную на осознании традиционных приемов конструкции и на обнажении их“. Несомненно, что прибегая к подобной методике, Эйхенбаум выступает в качестве успешного предшественника позднего Ролана Барта („Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По“, „S/Z“). Хотя хочу подчеркнуть еще раз: на мой взгляд, методика „close reading“ является в высшей степени несвойственной для той разновидности формализма, которую исповедовал ОПОЯЗ.

Статья публикуется по изданию: Б. М. Эйхенбаум. Литература: Теория. Критика. Полемика. - Л.: Прибой, 1927. - С. 166-209. По всей видимости, большой объем статьи послужил причиной ее невключения в сборник 1987 г. (Эйхенбаум Б. М. О литературе. - М.: Советский писатель, 1987).

Для удобства текст статьи разбит на страницы, каждая из которых соответствует одной из семи главок. Сохранены особенности правописания и пунктуации оригинала, дающие представление об орфографических нормах 1920-х гг („повидимому“, „авто-рецензия“, „комми-вояжер“ и др.). Подстрочные примечания по техническим причинам перенесены в конец каждой главки и имеют общую нумерацию.